Перед взглядом каждого из посетителей Сочинского парка-дендрария, поднимающегося наверх между кипарисами и пальмами, непременно появится элегантное светлое строение, окруженное розовыми кустами. С башенкой, тонкими колоннами, балконами с ажурной ковкой и просторной террасой, с которой на море и парк открывается изумительный вид. Дом был построен в 1899, став центром всей парковой композиции и роскошной дачей для состоятельной семьи Худековых.
Но появлению ее предшествовал отрезок жизни длиною в несколько десятилетий. Начало же романа будущих супругов было не столь оптимистичным.
Об основателе сочинского дендропарка и Виллы «Надежда»
Дело в том, что Надежда Алексеевна Страхова, выйдя замуж по любви за кузена по матери, стала Худековой. Ее отец был категорически против остроумного молодца без стабильного заработка и жаждал для дочери более выгодной партии, чем не внушающий доверия и почти без гроша за душой мелкопоместный дворянчик.
По взаимному согласию с избранником девушка была увезена прямо с бала и, поступив против родительской воли, лишилась наследства и всяческой помощи со стороны семьи.
С самого начала она, выросшая в доме, где не было ни книг, ни газет, трудилась на литературной ниве.
В 1867 супруги, взяв в аренду «Петербургскую газету», работали, не покладая рук. Поначалу приходилось туго, для выпуска очередного номера иногда даже подушки с периной и вещи из более чем скромного имущества закладывали, но молодая чета не сдавалась и со временем сумела увеличить тираж и выкупить у И.А. Арсеньева газету, 1-й номер которой вышел под именем С.Н. Худекова уже 1 августа 1871 года.
Энергично взявшись за дело, ведь надеяться приходилось лишь на свои силы и предприимчивость, главный редактор и помощников подобрал работоспособных и талантливых. А Надежда Алексеевна переводила с французского романы, писала и печатала свои маленькие рассказы, составляла для газеты театральные рецензии.
Для роста популярности издания к участию в нем приглашали известных писателей и публицистов, критиков и театралов, среди которых были В.Г. Авсеенко и Н.С. Лесков, А.П. Чехов, А.А. Плещеев, режиссер В.И. Немирович-Данченко и другие. Кроме того, занималась домом и детьми.
Жена-единомышленница, поддерживая мужа во всем, не чуралась любой работы и помогала ему в сельхозэкспериментах. За результаты по разведению домашней птицы редких пород она даже получила приз Санкт-Петербурга, а на Первой Международной выставке птицеводов в 1899 была награждена золотой медалью.
Стабильные доходы, обеспечивавшие благополучие семьи, позволили Худековым приобрести участок земли в Сочи, разбить на нем парк и выполнить обещание, данное в молодости. Так и появилась в объятиях экзотических растений вилла «Надежда».
Белый особняк, с башенкой (бельведером) для хозяйки дома, был построен по проекту архитектора А.И. Костырева в стиле русского модерна. Худеков посвятил его любимой жене и назвал виллу ее именем.
В доме (как, впрочем, и в других домах — в имении Ерлино, где Худеков имел возможность много писать, и на Стремянной — в Санкт-Петербурге) всегда было весело. У них постоянно кто-нибудь гостил, и дача порой напоминала постоялый двор или гостиницу.
Радушные и хлебосольные хозяева обычно принимали прибывших на заднем крыльце, когда же утром те выходили на балкон или террасу, перед ними открывался такой волшебный вид, что просто дух захватывало. Было от чего прийти в изумление.
В архитектурный замысел особняка удивительно органично вписана композиция «Утро», к морю от нее спускается широкая лестница с парапетом и цветочными вазонами.
Не могла не появиться рядом с домом и балерина, застывшая в танце.
Семья каждый год на вилле проводила осень, зимовала на юге Франции, потом 2-3 месяца жила в северной столице, в своей квартире около Ленсовета, а лето и начало осени — в Ерлино (вести такой образ жизни они могли себе позволить). Так что поручик А.Ф. Страхов зря не верил в зятя и в его таланты.
А ведь доблестный отставной майор, начавший писать еще в годы службы в армии, стал владельцем 2-х особняков в городе на Неве, крупным землевладельцем с имениями в Ерлино и в Сочи, преуспевающим издателем газеты, про которую говорили, что доходы от нее куда больше, чем с золотоносного прииска.
А кроме того, С.Н. Худеков (один из членов правления Имперского садоводческого общества и глава общества литераторов, видный общественный деятель, почетный мировой судья и с 1893 предводитель дворянства) основал в Скопине реальное училище. И сельская школа для детей из соседних с Ерлино деревень, с оплаченными обедами и учебниками — тоже дело рук мецената Худекова. Да и этим круг его дел и обязанностей не ограничивался.
После того, как Худеков поставил дело на нужные рельсы, сделав «Петербургскую газету» одной из самых популярных ежедневных изданий, он в 1893 сложил с себя управление в ней, передав бразды старшему сыну Николаю. После этого супруги перебрались в имение под Рязанью, где Худеков, наконец, вплотную занялся описанием «Истории танцев» (иллюстрированное 4-томное исследование с древности до Европы его времени и теперь считают фундаментальным и самым объемным русскоязычным трудом по истории хореографии).
Он хотел, чтобы это стало общим достоянием, и на издание не жалел средств, получаемых от публикации очерков и романов, пьес и драматических произведений. Как знаток балета он писал и либретто к балетным постановкам («Баядерка» по его тексту и теперь ставится в разных странах мира). Он и в театральной среде считался «своим человеком».
В годы революции и после нее досталось и вилле. Но гораздо в меньшей степени, чем усадьбе в Ерлино, когда в 1917 озверевшая толпа, несмотря на просьбы Худекова не громить имение, ведь все и так будет народным, и с собой он ничего не возьмет, крушила все подряд.
Большевики лишили Худекова всего, что он создавал всю свою жизнь. Кроме того, ему пришлось пережить и личные потрясения (смерть старшего сына в 1912 и любимой жены — в 1918), а перипетии Гражданской войны не пощадили и созданный с любовью сочинский парк.
При новых хозяевах тут в разное время были госпиталь, контора с подсобкой, склады, уничтожившие последние следы былой изысканности.
До пожара в 1978-ом виллу использовали и как загородную дачу. Потом пустующее здание несколько облагородили, для публики с 1980-го по 1993 г. оно было закрыто. И с развалом Союза положение не улучшилось.
Но в 2009, в преддверии Олимпиады, внимание на историческую постройку все же обратили и приступили к реставрации.
По сохранившимся старым фотографиям метр за метром восстановили дом, вид которого стал соответствовать первоначальному облику (цвет здания, правда, чуть изменился).
Выставочная экспозиция в Доме-музее
Мастера воссоздали обстановку с интерьерами прежней эпохи, сумев изготовить подобающую тому времени мебель и ткани.
А 14 июня 2014 года на вилле в Верхнем парке состоялось открытие музея С.Н. Худекова, на котором присутствовали его потомки.
Наверное, правнуки Худекова бывали здесь не раз, как минимум Андрей Худяков (сменить фамилию пришлось его деду, младшему сыну писателя, спасаясь от преследования), наследник и единственный из носителей фамилии, живущий в Сочи.
Музейные экспозиции разместились в пяти залах. Есть книги, документы, афиши, фото, портреты, рисунки, дипломы, вещи и прочее, дающие представление о жизни и творчестве С.Н. Худекова — человека разностороннего и личности многогранной, эстета по натуре и большого интеллектуала, крупного коллекционера (в музее особняка в Санкт-Петербурге собрано около 15 000 единиц балетных экспонатов и одна из лучших картинных галерей в стране) и основателя сочинского чуда.
В доме можно увидеть столовую.
Рабочий кабинет с большим встроенным шкафом, где среди библиотечного собрания и раскрытый том «Истории танца» на письменном столе.
Музыкальную гостиную с роялем и портретами супругов Худековых, и залом, посвященным искусству балета.
Он стал первым музеем балета в Сочи, где были собраны редкие фотографии, автографы звезд, пуанты и балетные костюмы знаменитостей.
Ныне на вилле «Надежда» хранятся не только исторические ценности, здесь время от времени проходят творческие встречи и концерты.
Вилла за деревьями на фоне гигантских буков и величественных дубов буквально манит к себе, чтобы, представ во всей красе, пролить для всех желающих свет на события не очень далекого прошлого.
Информация для посетителей
Адрес: Парк Дендрарий, Сочи.
Трансфер: Аэропорт — Центр Сочи Поезд: Адлер — Сочи Автобус: Адлер — Сочи Центр
Ближайшая остановка общественного транспорта «Цирк» (автобусы №2, 3, 12, 19, 22, 23, 41, 50, 51, 52, 86, 87, 88, 94, 95, 103, 105, 105с, 120, 121). До входа в Верхний парк нужно пройти 150 метров.
Режим работы:
- Парк — ежедневно с 9:00 до 18:00 (кассы работают до 17:00);
- Вилла «Надежда» — с 10:00 до 18:00 (11:40, 13:20, 15:10, 17:15 — с экскурсоводом), последний понедельник месяца — санитарный день.
Стоимость билетов:
Посещение Дендрария (верхний и нижний парк) и выставочной экспозиции «Виллы «Надежда» (без услуг экскурсовода)
- для взрослых 400 рублей;
- для детей (от 7 до 14 лет включительно) 250 рублей.
Чтобы попасть в музей, необходимо приобрести билет в Дендрарий.
Есть льготы, уточняйте в кассе Дендрария.
Добавить комментарий