Отчеты о поездках. Путеводители. Достопримечательности. Советы
Авиабилеты
Отели
Туры с кэшбеком
Транспорт
Круизы

В современном Переславле-Залесском действующей железной дороги нет, последний поезд прокатил пассажиров вдоль Плещеева озера в 2003 году. Но в поселке Талицы, что в 20-ти км от города, сохранился двухкилометровый участок узкоколейки, на базе которой команда энтузиастов организовала частный музей железнодорожной техники под названием «Кукушка».

Таких музеев в России очень мало. Оно и понятно, это вам не коллекция матрешек. Собирать по всей стране паровозы — дело весьма трудозатратное и требующее немалых финансовых вливаний. Но уже более 20 лет «Кукушка» не просто живет, но и постоянно пополняет свою коллекцию на радость посетителям. Наконец-то и мы, пользуясь моментом, решили туда наведаться.

[Показать]

О музее

Музей открылся летом 1991 года.

С тех пор коллекция постоянно пополняется редкими и даже уникальными экспонатами, которые попадают в ежегодно издаваемый музейный каталог.

Внутри сигнального фонаря предусмотрено место для установки керосиновой лампы

Многие экспонаты — результат кропотливого труда специалистов (длительной поисковой деятельности и переговоров с владельцами объектов). А транспортировка такой техники до музея — это вообще отдельная история.

Такое упорство вызывает лично у меня искреннее восхищение и уважение. Эти люди уже столько лет делают всё для того, чтобы сохранить память об «узкоколейке», которая была неотъемлемой частью жизни советских людей.

Узкоколейная железная дорога («узкоколейка») — имеет ширину колеи – 750 мм. Строились для обеспечения нужд промышленности, лесозаготовительной, торфоразработки и др. После выполнения своих задач, как правило, разбирались, поэтому и сохранилось их в России совсем немного.

В переславском музее представлена в основном узкоколейная железнодорожная техника прошлого века: несколько паровозов, мотовозы, снегоочиститель, локомобили, пассажирские и товарные вагоны, а так же гибридная техника и много чего еще.

Техника в разном состоянии, некоторые экспонаты ждут ремонта, поэтому может создаться впечатление, что на территории складируют груды ржавого железа. Ну а где ж это всё тогда хранить?

Эта техника еще ждет своего звездного часа

В музее постоянно проводятся работы по реконструкции путей и восстановлению антикварной техники, которую везут сюда со всей России.

На территории очень атмосферно, поэтому киношники это место любят.

Многие экспонаты уже на ходу и частенько принимают участие в фотосессиях и съемках художественных фильмов. В частности, знакомые декорации можно углядеть в популярном фильме о войне «Диверсант», здесь снимали кадры и для фильмов «Горячее желание», «Сюжет для двух рассказов» и т.д.

Кадр из фильма «Диверсант»

Часто музей принимает участие в различных российских выставках, так же и на своей территории устраивает временные выставки (посвященные Великой Отечественной войне, например).

Сотрудники музея живут этим делом и развитие музея налицо. Это не просто энтузиасты, а специалисты. Их нередко приглашают на тематические научные конференции, из под их пера периодически выходят статьи и рассказы, связанные с историей железной дороги. Издано несколько книг.

Как добраться до музея

Несмотря на то, что Переславль — один из любимых нами городов и все туристические места исхожены вдоль и поперек, до этого музея всё не удавалось добраться. Отчасти это связано с тем, что находится он за чертой города.

На этот раз отправились туда целенаправленно, предварительно изучив информацию на сайте музея: www.kukushka.ru.

GPS координаты: 56.802633, 38.647854.

Там и про дорогу до музея написано, поэтому мы были готовы к такому повороту. За 2,5 км до Талиц асфальт закончился. Дальше двигаемся по грунтовой дороге, которая ведет через лес.

Указатель перед грунтовой дорогой

По просьбе местных жителей движение в Талицах ограничено. Поэтому машины просят оставлять на лесной парковке.

Указатель возле «лесной» парковки

Еще 400 метров до музея нужно пройти пешком. Туда ведут указатели.

Если с вами малыши или пожилые люди, то можно оставить машину и на территории музея.

Поселок Талицы, где находится территория музея

На общественном транспорте сюда добираться проблематично. Автобусы ходят до соседнего села Купанского, дальше 2,5 км пешком.

Специально в этот музей на автобусе я бы не поехала, но вдруг кому-то пригодится: с Переславского автовокзала ходят автобусы №106 и №112. Дорога займет примерно 1 час.

В планах пустить «музейный» ретро-автобус, который будет курсировать от Купанского до Талиц.

До Переславля регулярно отправляются автобусы из разных городов.

Расписание автобусов «Автовокзал Переславль-Залесский»

Режим работы и стоимость билетов

Музей открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Время работы:

  • Весна, лето, осень — с 10.00 до 18.00;
  • Зима — с 10.00 до 17.00.

Итак, машину оставляем на парковке музея и идем за билетами, так как посещение музея платное.

Касса

Стоимость билетов:

  • Для взрослых — 200 руб;
  • Для детей — 100 руб;
  • Для дошкольников и музейных работников (при предъявлении удостоверения) — бесплатно.
  • Катание на ручной дрезине — 200 руб (дети — 100 руб).

Фото и видео съемка в личных целях — бесплатно.

Экскурсии проводятся по предварительным заявкам.

Мы потратили на посещение этого музея 800 руб (музей + прокатиться на дрезине). Заняло всё примерно час времени.

Оплата принимается только наличными.

Вход на территорию

Перед тем, как отправиться изучать экспонаты, ознакомьтесь с нехитрыми правилами посещения, которые позволят избежать неприятностей и получить максимум позитивных впечатлений.

Хоть это и музей, прежде всего это настоящая железная дорога, на которой существуют определенные правила, обеспечивающие вашу безопасность.

Экспозиция переславского железнодорожного музея

Давайте прогуляемся по территории. Что здесь интересного и какие экспонаты нам запомнились больше всего.

С порога всех встречает яркий представитель Горьковского автозавода — грузовой автомобиль ГАЗ-51 (на ходу). В 2010 году был переоборудован в пожарную машину и даже принимал участие в тушении лесного пожара неподалеку от Талиц. К железной дороге машина вроде бы не относится, но приятную ностальгию навеяла.

Грузовой автомобиль ГАЗ-51

Залезать внутрь, трогать механизмы запрещено из соображений безопасности. Но один вагон музея всё-таки доступен для осмотра.

Это цельнометаллический вагон ПВ-40Т Калининского завода, предназначенный для узкоколейной дороги.

Сувенирный вагон

Такие вагоны выпускались с 40-х годов прошлого века. Вагон вмещал до 40 пассажиров. Отапливался автономно от котла, был оснащен жесткими диванами, туалетом. Освещение предполагалось от локомотива или аккумуляторных батарей.

Интерьер цельнометаллического вагона ПВ-40Т

На базе этих вагонов были спроектированы и построены вагоны-столовые для рабочих лесозаготовок и торфоразработок. Внутри данного экспоната размещается сувенирный магазин.

Сувенирная продукция железнодорожной тематики

Музей располагает не только раритетной техникой. В депо, например, можно взглянуть на комнату железнодорожника, реконструированную в стиле 30-х годов прошлого века.

Комната железнодорожника 30-х годов (реконструкция)

Сохранился электрожезловой аппарат Д.С. Трегера. Это усовершенствованный аппарат электрожезловой системы, созданный инженером в 1920 году.

Такие аппараты применялись на однопутных участках железной дороги, для того, чтобы исключить появление на пути двух поездов одновременно. Более подробно о принципе работы механизма можно почитать на информационном стенде.

Электрожезловой аппарат Д.С. Трегера

Интерьер комнаты железнодорожников так же стал декорацией к некоторым фильмам о войне.

Рабочий стол железнодорожника

Паровозы

Но вернемся к технике. В ангаре депо находится несколько паровозов. Все восстановлены, на ходу, периодически их выгоняют для очередных киносъемок или просто порадовать публику.

Такие паровозы поставлялись в послевоенные годы финнами и немцами в счет ущерба, причиненного Советскому союзу во время Второй мировой войны.

Гр-269 — один из 400 паровозов, изготовленных в Германии для Советского Союза по договору о репарационных поставках. Предназначались такие паровозы для вождения тяжелых товарных поездов.

Паровоз Фт4-028 является уникальным памятником истории техники 1-й категории. Это единственный сохранившийся экземпляр из этой серии.

Танк-паровоз Фт4-028 в рабочем состоянии

Мотовоз-электростанция

Такие мотовозы начали производить в 70-х годах прошлого века. В основном они использовались на железных дорогах торфяной промышленности, где часто возникала необходимость перекладки временных путей.

Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511

Такая электростанция могла обеспечить электроэнергией мастерские, депо и даже небольшой поселок.

Котел паровоза серии 0

Справа от ангара представлен котел паровоза. Когда-то трудился на Шатурских торфяниках. Ни одного комплектного локомотива этого типа на сегодняшний день не найдено.

Кстати, прочитав информацию на стенде у этого экспоната, вы поймете, почему железнодорожный музей называется «Кукушка».

Котел паровоза серии О 1918 года выпуска

Тепловозы

Выдающийся представитель «прогрессивного» вида тяги — тепловоз ТУ4. Этот выпущен в 1969 году и 35 лет отработал на местной железной дороге.

Именно этот тепловоз провел пассажирский поезд на участке Переславль-Купанское 25 мая 2003 года.

Наверное поэтому, взгляд у него какой-то грустный…

Мотовозы

Дизельный мотовоз МД 54-4 63-го года выпуска. До 90-х годов трудился на фарфоровой фабрике в Подмосковье, затем был передан в музей.

Благодаря специальной конструкции, вес локомотива распределялся на большую длину, делая его более проходимым, позволяя спокойно преодолевать неровности путей на стройплощадках.

Вагоны

В коллекции несколько вагонов: товарные, пассажирские и даже вагон-снегоочиститель. Некоторые уже отреставрированы.

Вагон-снегоочиститель плужного типа для узкоколейки 1955 года выпуска

Такие путевые машины были разработаны в 50-е годы, изготавливались на Тульском машиностроительном заводе. Ножи и крылья управлялись вручную из кузова при помощи рычагов с противовесами.

Применялись для очистки железнодорожных путей не только от снега, но и торфа. Помимо снегоуборочных механизмов такой вагон был оборудован печным отоплением и электрическим освещением (от батарей или турбины паровоза).

Агитвагон

А такими агитационными вагонами частенько пользовалась Советская власть в 20-е, 30-е годы прошлого века.

Пассажирский вагон которому больше века

Еще один, чудом сохранившийся, классический пассажирский вагон III класса Мальцевского завода. Построен в 1901 году.

Такие закрытые вагоны были оборудованы ручным винтовым тормозом, свечным или керосиновым освещением, отоплением и туалетом.

Этот вагон под №11 курсировал в составе поезда на участке Рязань-Владимир, на котором с 1909 по 1912 годы неоднократно путешествовал поэт Сергей Есенин.

Вагон эксплуатировался на Мещерской линии до середины 60-х годов.

А это уже немецкий пассажирский вагон. Попал в Россию в 1945 году. Тогда по репарации с территории Германии было демонтировано и вывезено несколько узкоколейных железных дорог, а так же пассажирские и товарные вагоны.

Товарный вагон построен в 1934 году на заводе «Висмар»

Товарные вагоны использовались в основном как продуктовые, инструментальные, складские, насосные и т.п. Однако из-за проблем с запчастями (конструкция-то была не наша), они вскоре начали выходить из строя и доживали свой век в качестве сараев и бытовок, а теперь занимают достойное место в этом музее.

Локомобили

Передвижной немецкий локомобиль конца XIX века даже имеет отношение к моему родному городу. Оказывается, редкий экземпляр долгое время скрывался от людей на территории детского лагеря, принадлежавшего Балашихинскому литейно-механическому заводу.  Что бы с ним стало, если бы его следы не обнаружили бдительные музейные работники…

Локомобиль по сути являлся паровым двигателем для привода различных механизмов и устройств (насосов, станков, генераторов и т.п.).

Одноцилиндровый передвижной локомобиль завода «Ланц»

Гибриды автомобильной (или мотоциклетной) и железнодорожной техники

Больше всего восторгов у нас вызвал настоящий представительский ЗИМ на железнодорожном ходу. Отродясь о таком даже не слышали.

ЗИМ на железнодорожном ходу

Экземпляр поистине уникальный и легендарный. Всего таких переделанных автомобилей было два. Сохранился только этот. Буква «Н» — обозначает «начальник железной дороги».

Мы долго думали, зачем этому автомобилю руль. Оказывается, с помощью руля осуществлялось управление тормозами: поворот вправо — тормоза затягивались, влево — отпускались.

В коллекции несколько автодрезин. В середине прошлого века это был самый простой способ добраться по узкоколейке до труднодоступных строительных площадок или торфоразработок. В зависимости от назначения были пассажирские, участковые, пожарные, санитарные и т.п.

Автодрезина ПД-1

Такую пассажирскую автодрезину ПД-1 использовали для служебных инспекционных поездок.

Мотодрезина ТДУ-5

Мотодрезина ТДУ-5 стоит в депо. Аббревиатура «ТД» означает транспортная дрезина. На ней тоже возили руководство.

Ручная дрезина

Это не оригинал. Построена специально для участия в съемках фильма «Диверсант».

Ручная дрезина

Подобные дрезины предназначались для обходчиков узкоколеек. На ней за дополнительную плату предлагают покататься. Скажу честно, оно того стоит.

И это далеко не все экспонаты этого музея.

Наши впечатления и советы посетителям

Что хочется сказать в заключение…

Собираясь в этот музей, мы естественно почитали отзывы посетителей в интернете и даже засомневались стоит ли туда ехать. Поэтому спешу поделиться своими собственными впечатлениями от поездки.

Если коротко, нам очень понравилось.

Да, наверное, у женщин и детей разглядывание железнодорожной техники, разных машин и механизмов не вызывает такие эмоции, как у мужчин. Тем более, что нельзя зайти внутрь, потрогать и покрутить.

Есть информационные таблички возле экспонатов, но, признаюсь, читать каждую нереально. Мне, как человеку далекому от этой тематики, стало скучно уже после второго чтения.

На некоторых объектах нарисованы наушники с номером. Предполагаю, что есть какой-то аудиогид, но информации об этом я нигде не нашла.

Нам удалось немного пообщаться с сотрудником музея (так случилось, что посетителей кроме нас практически не было), это было невероятно интересно и увлекательно. И я поняла, чего мне не хватило — именно такого живого человеческого общения. Чувствуется, что компетенция и глубокие знания предмета сотрудников музея просто зашкаливают. Задавать вопросы и слушать ответы можно было бесконечно.

По возможности, бронируйте экскурсию (телефон есть на сайте музея)!

При подготовке этой статьи мне пришлось-таки углубиться в историю создания и развития этого музея, перелопатить кучу информации связанной с ним и переславской узкоколейкой. Вот тут реально захватило. Скажу честно, искренне прониклась уважением к невероятному труду людей, причастных к этому грандиозному мероприятию.

Что касается Аркадия ему всё понравилось, особенно катание на ручной дрезине.

Это, пожалуй, самое яркое наше воспоминание о музее «Кукушка». Вот такого интерактива здесь прям очень не хватает. Нам повезло, очереди не было. Умудрились даже небольшую фотосессию устроить.

Наш вердикт… Если у вас есть собственный автомобиль и вы не любите бродить по душным музейным залам, вам точно сюда. Тем более, что по дороге из Переславля можно заглянуть еще в несколько замечательных музеев.

И еще несколько советов посетителям

  1. Лучше приезжать сюда в теплое время года и в хорошую погоду (прогулка будет более комфортной).
  2. Избегайте приезжать сюда в выходные и праздники, когда много посетителей. Из-за этого за дрезиной выстраивается очередь.
  3. Если планируете покататься на дрезине, захватите перчатки (в них реально комфортнее).
  4. На территории имеются туалет (не первого класса) и кафетерий (о нем сказать ничего не могу, не посетили).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *