Отчеты о поездках. Путеводители. Достопримечательности. Советы

В современном Переславле-Залесском действующей железной дороги нет, последний поезд прокатил пассажиров вдоль Плещеева озера в 2003 году. Но в поселке Талицы, что в 20-ти км от города, сохранился двухкилометровый участок узкоколейки, на базе которой команда энтузиастов организовала частный музей железнодорожной техники под названием «Кукушка».

Таких музеев в России очень мало. Оно и понятно, это вам не коллекция матрешек. Собирать по всей стране паровозы — дело весьма трудозатратное и требующее немалых финансовых вливаний. Но уже более 20 лет «Кукушка» не просто живет, но и постоянно пополняет свою коллекцию на радость посетителям. Наконец-то и мы, пользуясь моментом, решили туда наведаться.

О музее

Музей открылся летом 1991 года.

С тех пор коллекция постоянно пополняется редкими и даже уникальными экспонатами, которые попадают в ежегодно издаваемый музейный каталог.

Блог начинающего путешественника

Внутри сигнального фонаря предусмотрено место для установки керосиновой лампы

Многие экспонаты — результат кропотливого труда специалистов (длительной поисковой деятельности и переговоров с владельцами объектов). А транспортировка такой техники до музея — это вообще отдельная история.

Такое упорство вызывает лично у меня искреннее восхищение и уважение. Эти люди уже столько лет делают всё для того, чтобы сохранить память об «узкоколейке», которая была неотъемлемой частью жизни советских людей.

Узкоколейная железная дорога («узкоколейка») — имеет ширину колеи – 750 мм. Строились для обеспечения нужд промышленности, лесозаготовительной, торфоразработки и др. После выполнения своих задач, как правило, разбирались, поэтому и сохранилось их в России совсем немного.

В переславском музее представлена в основном узкоколейная железнодорожная техника прошлого века: несколько паровозов, мотовозы, снегоочиститель, локомобили, пассажирские и товарные вагоны, а так же гибридная техника и много чего еще.

Техника в разном состоянии, некоторые экспонаты ждут ремонта, поэтому может создаться впечатление, что на территории складируют груды ржавого железа. Ну а где ж это всё тогда хранить?

Блог начинающего путешественника

Эта техника еще ждет своего звездного часа

В музее постоянно проводятся работы по реконструкции путей и восстановлению антикварной техники, которую везут сюда со всей России.

Блог начинающего путешественника

На территории очень атмосферно, поэтому киношники это место любят.

Многие экспонаты уже на ходу и частенько принимают участие в фотосессиях и съемках художественных фильмов. В частности, знакомые декорации можно углядеть в популярном фильме о войне «Диверсант», здесь снимали кадры и для фильмов «Горячее желание», «Сюжет для двух рассказов» и т.д.

Блог начинающего путешественника

Кадр из фильма «Диверсант»

Часто музей принимает участие в различных российских выставках, так же и на своей территории устраивает временные выставки (посвященные Великой Отечественной войне, например).

Сотрудники музея живут этим делом и развитие музея налицо. Это не просто энтузиасты, а специалисты. Их нередко приглашают на тематические научные конференции, из под их пера периодически выходят статьи и рассказы, связанные с историей железной дороги. Издано несколько книг.

Как добраться до музея

Несмотря на то, что Переславль — один из любимых нами городов и все туристические места исхожены вдоль и поперек, до этого музея всё не удавалось добраться. Отчасти это связано с тем, что находится он за чертой города.

На этот раз отправились туда целенаправленно, предварительно изучив информацию на сайте музея: www.kukushka.ru.

GPS координаты: 56.802633, 38.647854.

Там и про дорогу до музея написано, поэтому мы были готовы к такому повороту. За 2,5 км до Талиц асфальт закончился. Дальше двигаемся по грунтовой дороге, которая ведет через лес.

Блог начинающего путешественника

Указатель перед грунтовой дорогой

По просьбе местных жителей движение в Талицах ограничено. Поэтому машины просят оставлять на лесной парковке.

Блог начинающего путешественника

Указатель возле «лесной» парковки

Еще 400 метров до музея нужно пройти пешком. Туда ведут указатели.

Если с вами малыши или пожилые люди, то можно оставить машину и на территории музея.

Блог начинающего путешественника

Поселок Талицы, где находится территория музея

На общественном транспорте сюда добираться проблематично. Автобусы ходят до соседнего села Купанского, дальше 2,5 км пешком.

Специально в этот музей на автобусе я бы не поехала, но вдруг кому-то пригодится: с Переславского автовокзала ходят автобусы №106 и №112. Дорога займет примерно 1 час.

В планах пустить «музейный» ретро-автобус, который будет курсировать от Купанского до Талиц.

До Переславля регулярно отправляются автобусы из разных городов.

Расписание автобусов «Автовокзал Переславль-Залесский»

Режим работы и стоимость билетов

Музей открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Время работы:

  • Весна, лето, осень — с 10.00 до 18.00;
  • Зима — с 10.00 до 17.00.

Итак, машину оставляем на парковке музея и идем за билетами, так как посещение музея платное.

Блог начинающего путешественника

Касса

Стоимость билетов:

  • Для взрослых — 200 руб;
  • Для детей — 100 руб;
  • Для дошкольников и музейных работников (при предъявлении удостоверения) — бесплатно.
  • Катание на ручной дрезине — 200 руб (дети — 100 руб).

Фото и видео съемка в личных целях — бесплатно.

Экскурсии проводятся по предварительным заявкам.

Мы потратили на посещение этого музея 800 руб (музей + прокатиться на дрезине). Заняло всё примерно час времени.

Оплата принимается только наличными.
Блог начинающего путешественника

Вход на территорию

Перед тем, как отправиться изучать экспонаты, ознакомьтесь с нехитрыми правилами посещения, которые позволят избежать неприятностей и получить максимум позитивных впечатлений.

Хоть это и музей, прежде всего это настоящая железная дорога, на которой существуют определенные правила, обеспечивающие вашу безопасность.

Экспозиция переславского железнодорожного музея

Давайте прогуляемся по территории. Что здесь интересного и какие экспонаты нам запомнились больше всего.

С порога всех встречает яркий представитель Горьковского автозавода — грузовой автомобиль ГАЗ-51 (на ходу). В 2010 году был переоборудован в пожарную машину и даже принимал участие в тушении лесного пожара неподалеку от Талиц. К железной дороге машина вроде бы не относится, но приятную ностальгию навеяла.

Блог начинающего путешественника

Грузовой автомобиль ГАЗ-51

Залезать внутрь, трогать механизмы запрещено из соображений безопасности. Но один вагон музея всё-таки доступен для осмотра.

Это цельнометаллический вагон ПВ-40Т Калининского завода, предназначенный для узкоколейной дороги.

Блог начинающего путешественника

Сувенирный вагон

Такие вагоны выпускались с 40-х годов прошлого века. Вагон вмещал до 40 пассажиров. Отапливался автономно от котла, был оснащен жесткими диванами, туалетом. Освещение предполагалось от локомотива или аккумуляторных батарей.

Блог начинающего путешественника

Интерьер цельнометаллического вагона ПВ-40Т

На базе этих вагонов были спроектированы и построены вагоны-столовые для рабочих лесозаготовок и торфоразработок. Внутри данного экспоната размещается сувенирный магазин.

Блог начинающего путешественника

Сувенирная продукция железнодорожной тематики

Музей располагает не только раритетной техникой. В депо, например, можно взглянуть на комнату железнодорожника, реконструированную в стиле 30-х годов прошлого века.

Блог начинающего путешественника

Комната железнодорожника 30-х годов (реконструкция)

Сохранился электрожезловой аппарат Д.С. Трегера. Это усовершенствованный аппарат электрожезловой системы, созданный инженером в 1920 году.

Такие аппараты применялись на однопутных участках железной дороги, для того, чтобы исключить появление на пути двух поездов одновременно. Более подробно о принципе работы механизма можно почитать на информационном стенде.

Блог начинающего путешественника

Электрожезловой аппарат Д.С. Трегера

Интерьер комнаты железнодорожников так же стал декорацией к некоторым фильмам о войне.

Блог начинающего путешественника

Рабочий стол железнодорожника

Паровозы

Но вернемся к технике. В ангаре депо находится несколько паровозов. Все восстановлены, на ходу, периодически их выгоняют для очередных киносъемок или просто порадовать публику.

Такие паровозы поставлялись в послевоенные годы финнами и немцами в счет ущерба, причиненного Советскому союзу во время Второй мировой войны.

Гр-269 — один из 400 паровозов, изготовленных в Германии для Советского Союза по договору о репарационных поставках. Предназначались такие паровозы для вождения тяжелых товарных поездов.

Паровоз Фт4-028 является уникальным памятником истории техники 1-й категории. Это единственный сохранившийся экземпляр из этой серии.

Блог начинающего путешественника

Танк-паровоз Фт4-028 в рабочем состоянии

Мотовоз-электростанция

Такие мотовозы начали производить в 70-х годах прошлого века. В основном они использовались на железных дорогах торфяной промышленности, где часто возникала необходимость перекладки временных путей.

Блог начинающего путешественника

Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511

Такая электростанция могла обеспечить электроэнергией мастерские, депо и даже небольшой поселок.

Котел паровоза серии 0

Справа от ангара представлен котел паровоза. Когда-то трудился на Шатурских торфяниках. Ни одного комплектного локомотива этого типа на сегодняшний день не найдено.

Блог начинающего путешественника

Кстати, прочитав информацию на стенде у этого экспоната, вы поймете, почему железнодорожный музей называется «Кукушка».

Блог начинающего путешественника

Котел паровоза серии О 1918 года выпуска

Тепловозы

Выдающийся представитель «прогрессивного» вида тяги — тепловоз ТУ4. Этот выпущен в 1969 году и 35 лет отработал на местной железной дороге.

Блог начинающего путешественника

Именно этот тепловоз провел пассажирский поезд на участке Переславль-Купанское 25 мая 2003 года.

Наверное поэтому, взгляд у него какой-то грустный…

Блог начинающего путешественника

Мотовозы

Дизельный мотовоз МД 54-4 63-го года выпуска. До 90-х годов трудился на фарфоровой фабрике в Подмосковье, затем был передан в музей.

Благодаря специальной конструкции, вес локомотива распределялся на большую длину, делая его более проходимым, позволяя спокойно преодолевать неровности путей на стройплощадках.

Блог начинающего путешественника

Вагоны

В коллекции несколько вагонов: товарные, пассажирские и даже вагон-снегоочиститель. Некоторые уже отреставрированы.

Блог начинающего путешественника

Вагон-снегоочиститель плужного типа для узкоколейки 1955 года выпуска

Такие путевые машины были разработаны в 50-е годы, изготавливались на Тульском машиностроительном заводе. Ножи и крылья управлялись вручную из кузова при помощи рычагов с противовесами.

Применялись для очистки железнодорожных путей не только от снега, но и торфа. Помимо снегоуборочных механизмов такой вагон был оборудован печным отоплением и электрическим освещением (от батарей или турбины паровоза).

Блог начинающего путешественника

Агитвагон

А такими агитационными вагонами частенько пользовалась Советская власть в 20-е, 30-е годы прошлого века.

Блог начинающего путешественника

Пассажирский вагон которому больше века

Еще один, чудом сохранившийся, классический пассажирский вагон III класса Мальцевского завода. Построен в 1901 году.

Такие закрытые вагоны были оборудованы ручным винтовым тормозом, свечным или керосиновым освещением, отоплением и туалетом.

Этот вагон под №11 курсировал в составе поезда на участке Рязань-Владимир, на котором с 1909 по 1912 годы неоднократно путешествовал поэт Сергей Есенин.

Вагон эксплуатировался на Мещерской линии до середины 60-х годов.

А это уже немецкий пассажирский вагон. Попал в Россию в 1945 году. Тогда по репарации с территории Германии было демонтировано и вывезено несколько узкоколейных железных дорог, а так же пассажирские и товарные вагоны.

Блог начинающего путешественника

Товарный вагон построен в 1934 году на заводе «Висмар»

Товарные вагоны использовались в основном как продуктовые, инструментальные, складские, насосные и т.п. Однако из-за проблем с запчастями (конструкция-то была не наша), они вскоре начали выходить из строя и доживали свой век в качестве сараев и бытовок, а теперь занимают достойное место в этом музее.

Локомобили

Передвижной немецкий локомобиль конца XIX века даже имеет отношение к моему родному городу. Оказывается, редкий экземпляр долгое время скрывался от людей на территории детского лагеря, принадлежавшего Балашихинскому литейно-механическому заводу.  Что бы с ним стало, если бы его следы не обнаружили бдительные музейные работники…

Локомобиль по сути являлся паровым двигателем для привода различных механизмов и устройств (насосов, станков, генераторов и т.п.).

Блог начинающего путешественника

Одноцилиндровый передвижной локомобиль завода «Ланц»

Гибриды автомобильной (или мотоциклетной) и железнодорожной техники

Больше всего восторгов у нас вызвал настоящий представительский ЗИМ на железнодорожном ходу. Отродясь о таком даже не слышали.

Блог начинающего путешественника

ЗИМ на железнодорожном ходу

Экземпляр поистине уникальный и легендарный. Всего таких переделанных автомобилей было два. Сохранился только этот. Буква «Н» — обозначает «начальник железной дороги».

Мы долго думали, зачем этому автомобилю руль. Оказывается, с помощью руля осуществлялось управление тормозами: поворот вправо — тормоза затягивались, влево — отпускались.

В коллекции несколько автодрезин. В середине прошлого века это был самый простой способ добраться по узкоколейке до труднодоступных строительных площадок или торфоразработок. В зависимости от назначения были пассажирские, участковые, пожарные, санитарные и т.п.

Блог начинающего путешественника

Автодрезина ПД-1

Такую пассажирскую автодрезину ПД-1 использовали для служебных инспекционных поездок.

Блог начинающего путешественника

Мотодрезина ТДУ-5

Мотодрезина ТДУ-5 стоит в депо. Аббревиатура «ТД» означает транспортная дрезина. На ней тоже возили руководство.

Ручная дрезина

Это не оригинал. Построена специально для участия в съемках фильма «Диверсант».

Блог начинающего путешественника

Ручная дрезина

Подобные дрезины предназначались для обходчиков узкоколеек. На ней за дополнительную плату предлагают покататься. Скажу честно, оно того стоит.

И это далеко не все экспонаты этого музея.

Наши впечатления и советы посетителям

Что хочется сказать в заключение…

Собираясь в этот музей, мы естественно почитали отзывы посетителей в интернете и даже засомневались стоит ли туда ехать. Поэтому спешу поделиться своими собственными впечатлениями от поездки.

Если коротко, нам очень понравилось.

Блог начинающего путешественника

Да, наверное, у женщин и детей разглядывание железнодорожной техники, разных машин и механизмов не вызывает такие эмоции, как у мужчин. Тем более, что нельзя зайти внутрь, потрогать и покрутить.

Есть информационные таблички возле экспонатов, но, признаюсь, читать каждую нереально. Мне, как человеку далекому от этой тематики, стало скучно уже после второго чтения.

На некоторых объектах нарисованы наушники с номером. Предполагаю, что есть какой-то аудиогид, но информации об этом я нигде не нашла.

Нам удалось немного пообщаться с сотрудником музея (так случилось, что посетителей кроме нас практически не было), это было невероятно интересно и увлекательно. И я поняла, чего мне не хватило — именно такого живого человеческого общения. Чувствуется, что компетенция и глубокие знания предмета сотрудников музея просто зашкаливают. Задавать вопросы и слушать ответы можно было бесконечно.

По возможности, бронируйте экскурсию (телефон есть на сайте музея)!

При подготовке этой статьи мне пришлось-таки углубиться в историю создания и развития этого музея, перелопатить кучу информации связанной с ним и переславской узкоколейкой. Вот тут реально захватило. Скажу честно, искренне прониклась уважением к невероятному труду людей, причастных к этому грандиозному мероприятию.

Что касается Аркадия ему всё понравилось, особенно катание на ручной дрезине.

Блог начинающего путешественника

Это, пожалуй, самое яркое наше воспоминание о музее «Кукушка». Вот такого интерактива здесь прям очень не хватает. Нам повезло, очереди не было. Умудрились даже небольшую фотосессию устроить.

Наш вердикт… Если у вас есть собственный автомобиль и вы не любите бродить по душным музейным залам, вам точно сюда. Тем более, что по дороге из Переславля можно заглянуть еще в несколько замечательных музеев.

И еще несколько советов

  1. Лучше приезжать сюда в теплое время года и в хорошую погоду (прогулка будет более комфортной).
  2. Избегайте приезжать сюда в выходные и праздники, когда много посетителей. Из-за этого за дрезиной выстраивается очередь.
  3. Если планируете покататься на дрезине, захватите перчатки (в них реально комфортнее).
  4. На территории имеются туалет (не первого класса) и кафетерий (о нем сказать ничего не могу, не посетили).

Один комментарий на «“Переславский железнодорожный музей «Кукушка»”»

  1. Николай:

    Ну что сказать тут ………
    Молодцы ребята !!!
    Сделали большое и полезное дело , а главное нужное для истории !!!
    Жаль только что наше долбанутое государство не принимает и не хочет принимать участие в таких вот нужных и интересных проектах……….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Доехать в Переславль-Залесский!

Найти жильё в Переславле-Залесском!