Такого впечатляющего монументального произведения искусства с глубочайшим духовным смыслом и большой исторической значимостью больше нет нигде в мире. Памятнику «Тысячелетние России» более полутора веков, но и поныне он остается актуальным, вызывает всеобщее восхищение и не утихающие споры.
Историческая справка
Памятник «Тысячелетия России» стоит на территории старинного Кремлёвского комплекса в Нижнем Новгороде.
Концепция монумента принадлежит выпускнику Академии художеств в Санкт-Петербурге Михаилу Микешину. К разработке проекта 24-летний художник привлек своих друзей — скульптора Ивана Шредера и архитектора Виктора Гартмана.
Начиналась эта история 1857 году, в петербургском кафе. Молодые люди Михаил Микешин и Иван Шредер пили кофе и читали утренние газеты. Их внимание привлекло объявление о правительственном конкурсе, где предлагалось разработать проект памятника, посвященному 1000-летию призвания Рюрика на княжение.
Друзья решили включиться в работу. Шредер признался, что идей у него нет. Художественное решение родилось у живописца Микишина, но воплотить его без образования скульптора оказалось невозможным. Поэтому к детальной разработке проекта он подключил Ивана.
Проект Микишина признан лучшим среди 52 представленных на конкурс работ. К решению задачи был привлечен большой творческий коллектив профессионалов — знаменитых скульпторов того времени.
На создание шедевра ушло почти 1,5 года. Закладка памятника произошла в конце мая 1861 г. Место было выбрано напротив Софийского собора.
А уже 21 сентября (8 сентября по старому календарю) 1862 г. состоялось его торжественное открытие. На эту дату пришлось три важных события: Рождество Богородицы, годовщина Донского побоища и день рождения цесаревича Николая.
На три дня празднования Великий Новгород стал центром политической жизни страны. На торжества прибыл сам император Александр II с наследником. В проведении грандиозных юбилейных мероприятий участвовало 12 тыс. солдат и огромное количество зрителей со всей России.
Проникнуться духом этого невероятно красочного праздника мы сегодня можем, рассматривая живописное полотно, созданное академиком и мастером батальной живописи Богданом Виллевальде. Картина находится в Новгородском музее-заповеднике.
Памятник чудом уцелел после 1917 года в период антирелигиозной кампании. Нижегородские чиновники много раз поднимали вопрос его переплавки («сколько цветметалла пропадает»). Но кроме памятника, в Нижнем Новгороде были более «лакомые» места для разграбления и разрушения. По железной дороге из города вывозились тонны золотых и серебряных изделий, принадлежащих епархии, и до памятника руки не дошли.
В 1941 году фашисты оккупировали Новгород. Военный комендант решил разобрать памятник и вывезти его как трофей в Германию. Для транспортировки была проложена узкоколейка. Когда бронзу уже наполовину демонтировали и начали погрузку, началась артподготовка. Солдаты 221-й стрелковой дивизии выбили фашистов из Новгорода.
Жители города со всей ответственностью отнеслись к восстановлению полуразрушенного исполина. Отношение к нему сильно изменилось в годы войны. Он стал символом несокрушимости страны и народной силы духа. На памятнике изображены такие великие исторические и военные деятели царской России, как Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов, которые олицетворяют мощь и непобедимость России.
Описание памятника
В основе композиции символ самодержавия «шапка Мономаха» и вечевой колокол, обрамлённые скульптурными группами. 128 фигур размещено на трёх ярусах. Высота монумента составляет 17,7 м, в том числе постамент 6 м.
Верхний ярус
В самом верху находятся фигуры коленопреклоненной женщины и ангела, удерживающего трёхметровый крест. Они символизируют единение государства и православия.
Шарообразная держава, на которой они стоят, покрыта рельефным узором из крестов. Здесь же написана фраза, свидетельствующая о том, что сей памятник водружен при императоре Александре II в 1862 году.
Средний ярус
Композиция разделена на шесть скульптурных групп, каждая из которых символизирует фундаментальные этапы истории России:
Призвание варягов как отправная точка русской государственности. Князь Рюрик изображен в звериной шкуре, наброшенной на плечи.
Принятие христианства на Руси как государственной религии. В центре группы — князь киевский Владимир Креститель, поднявший вверх восьмиконечный византийский крест.
Освобождение от золотоордынского ига, где главную роль сыграла победа Дмитрия Донского в Куликовской битве. Это был важный шаг на пути к восстановлению единства Руси.
Объединение северо-восточной Руси в единое государство. Здесь сюжет построен вокруг государя всея Руси Ивана III, которому коленопреклонённый воин Золотой Орды подносит бунчук — символ власти.
Начало правления Романовых. Здесь изображены Михаил Федорович, князь Пожарский, Козьма Минин.
Основание Российской империи олицетворяет Петр I. На голове у него лавровый венок, в правой руке — скипетр.
Исторически значимые вехи государства на среднем ярусе переданы через 17 фигур. Взгляд каждого персонажа ориентирован по сторонам света, и в этом заложен глубокий смысл. Так, Владимир Святославович смотрит в сторону Византии, откуда он принес на Русь христианство.
Нижний ярус
Нижняя часть памятника самая объёмная и включает 109 фигур важных российских деятелей:
31 фигура просветителей России — князей, христианских проповедников, писателей и историков России изображена с юго-западной части монумента. Несложно рассмотреть узнаваемые фигуры Кирилла и Мефодия, Сергия Радонежского и княгини Ольги.
26 изваяний государственных и общественных деятелей установлены на восточной стороне. Здесь размещены Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах, Ярослав Мудрый, Григорий Потёмкин.
36 фигур на северо-востоке «колокола» включает видных военных деятелей, в их числе Михаил Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Суворов.
16 фигур посвящены ученым, поэтам, драматургам, архитекторам музыкантам и художникам. Кстати, Пушкин, Державин, Гоголь и Лермонтов изображены в римских одеяниях. Этим авторы хотели подчеркнуть, что эти писатели — классики.
Интересные факты
Интересен не только сам памятник, но и процесс его создания, который хранит множество любопытных фактов:
- Для составления списка будущих фигур автор проекта Михаил Микешин советовался с авторитетными учёными, историками, писателями России. Среди них Соловьев, Бестужев-Рюмин, Гончаров, Тургенев и многие другие. Они горячо обсуждали выдвинутые кандидатуры на «четвергах» у художника.
- Иван Грозный не был включен в композицию. Слишком горькую он оставил о себе память в Великом Новгороде из-за казни новгородских бояр.
- Фундамент исполина заложен на глубину 10 м. Выполнен в виде полого цилиндра, расширяющегося книзу. В него вставили бронзовый короб с надписью о времени закладки и назначения монумента.
- Гранит свозили с Сердобольских каменоломен на Ладоге. Бронзовые элементы выплавляли на заводах Санкт-Петербурга и переправляли на место строительства по Неве и Волхову.
- Император Александр II лично контролировал процесс создания монумента и утверждал каждый фрагмент структурных композиций.
- Это была не последняя значимая работа художника Микешина. От заказов после возведения памятника у него не было отбоя. Он стал автором монументов Богдану Хмельницкому в Киеве и Екатерине Великой в Санкт-Петербурге. Бурную жизнь художника-сердцееда изобразил Николай Лесков в своем романе «Островитяне» под образом Истомина.
Рассматривать эту эпохальную работу можно часами, что сравнимо с захватывающим путешествием во времени. Просто удивительно, как один монументальный объект может связать воедино сразу несколько эпох.
Великий Новгород — уникальный город с богатым историческим прошлым. Чтобы отправиться сюда в путешествие, можно найти много поводов. Но есть одна причина, по которой приехать сюда надо обязательно: увидеть памятник «Тысячелетие России» своими глазами.
Памятник «Тысячелетие России» на карте
Ближайшие остановки общественного транспорта «Сенная площадь» или «Улица Розважа» находятся в 10 минутах ходьбы от памятника.
Территория кремля открыта для посещения с 6.00 до 24.00.
Поезда в Великий Новгород Москва — Великий Новгород автобусы
Добавить комментарий