Содержание Показать
Из истории Собора святого Трифона
Еще в начале IX века на месте собора была возведена небольшая часовня. Покровителем был выбран св. Трифон, так как именно Трифон из Фригии оберегал Котор с тех времен, когда купец из Венеции привез в город мощи этого святого.
Этот же купец, Андреа Сараценис, стал меценатом постройки церкви. Останки купца хранятся в соборе св. Трифона в мраморном саркофаге.
Но население Котора – морского порта – росло очень быстро, и скоро церковь перестала вмещать всех нуждающихся прихожан. Тогда началось расширение церкви до собора.
В 1166 году расширение было завершено – об этом свидетельствует надпись на фасаде здания.
Внешний облик Собора
Романский стиль с включением элементов архитектуры Византии легли в стилистическую основу собора. Но внешний вид собора менялся с течением времени.
Котор подвержен землетрясениям – от этого здания часто разрушаются. Церковь перестраивалась после каждого разрушения и, соответственно, в разное время добавлялись элементы архитектуры, свойственные эпохе. Последняя крупная реконструкция завершилась в конце XVII века.
Само здание – это базилика о трех нефах с аспидой. Невероятной красоты резьба по камню оформляет внешний вид собора.
После разрушительного землетрясения 1667 года, по обеим сторонам собора была возведены две звонницы, которые выполнены в стиле барокко. Вместе с этими двумя в которском соборе насчитывается пять колоколов.
В основе алтаря собора находится позолоченная плита (кстати, одна из немногих, сохранившаяся в средиземноморских землях). Балки кивория на себе несут рельефное описание жития святого Трифона.
Котор славился своими мастерами ювелирами, видимо именно поэтому собор имеет еще и алтарь, полностью выполненный из серебра. В XIV веке стены собора св.Трифона были расписаны фресками кисти греческих мастеров.
Святой Рох – врачеватель чумной язвы – выполнен в виде статуи и помещен в соборе. Эта скульптура является напоминанием о перенесенной городом Котором чумы в середине XVII века.
В соборе хранится икона «Поклонение волхвам» работы Михаэля Нейдлингера. Это полотно, которое считают неоценимым сокровищем. Художник остается неизвестным и по сей день, но художественная ценность работы неоспорима – картина действительна пропитана верой и буквально светится изнутри.
Надо отметить, что собор хранит в себе редкую коллекцию православных икон.
Во время сотрудничества Российской империи и Черногории в XVI – XVII веках в соборе св.Трифона проходили поочередно службы католические и православные. Торговый и военный союз между нашей страной и Черногорией приводили в этот морской город до двадцати пяти тысяч российских моряков в год. Об этом свидетельствует не только наличие православных икон в соборе, но и внушительная экспозиция в Морском музее Котора.
Соборная традиция или зачем епископу марципановый торт
Перед собором св.Трифона в Которе находится площадь, которая была главной площадью города с незапамятных времен. Здесь проходили народные собрания, важные судебные процессы, торги, выступления епископов.
Издавна народ Котора изготавливал марципановый торт весом не менее одного килограмма и подносил его в дар епископу. Традиция сохранилась и по сей день.