Блог начинающего путешественника
Полезные сервисы для организации экономного путешествия:

Гора Крестов (или Святая Гора Грабарка) — это главное православное место в Польше на протяжении веков. Православная святыня и место паломничества верующих. Попали мы туда совершенно случайно, когда впервые самостоятельно отправились на машине через Польшу в Чехию.

Волею судьбы нам пришлось остановиться на ночевку в городке Семятыче после перехода Белорусско-Польской границы. Поскольку сам Семятыче большой исторической и архитектурной ценности не представляет, мы погуглили и обнаружили в 20-ти км интересное местечко под названием Гора Крестов.

Это большой лесистый холм, окруженный каменной стеной, который находится в Мельницкой пуще недалеко от города Семятыче.

Был чудесный морозный солнечный день. Навигатор вел нас по узеньким польским дорогам, петляющим между полями и немногочисленными поселениями. Когда навигатор уверенно объявил, что мы прибыли в конечный пункт, ничего похожего на гору крестов в зоне видимости мы не обнаружили. Неподалеку наблюдался неопознанный населенный пункт в три дома и купол православного храма. Поехали на разведку, в надежде, что там подскажут верное направление.

Храм был на реставрации, внутри никого, только лампадки горели. Мы полюбовались святынями, осмотрели внутреннее убранство и решили продолжить поиски Горы Крестов.

Выходя из Храма увидели бегущего навстречу батюшку в рясе и домашних тапочках. Увидев наше авто с российскими номерами, он искренне удивился и обрадовался. Батюшка прекрасно говорил на русском языке. Мы очень тепло побеседовали, заодно рассказали, что нас туда привело. Как оказалось, мы были совсем близко от цели и, получив напутствия, историческую справку и благословение, двинулись дальше, размышляя о неожиданной и приятной встрече.

И вот поворот на Грабарку…

История Горы Крестов

Первые упоминания Святой горы Грабарки относятся к 1710 году. Как гласит легенда, люди исцелялись от чумы водой из источника, что у подножия горы. А одному из местных жителей было видение, что нужно подняться на гору крестным ходом, отслужить молебен и поставить там кресты. Так и сделали, и эпидемия чумы в тех местах пошла на убыль.

Источник

Кстати, старинный родник до сих пор находится внизу у холма. Местные жители специально приезжают, чтобы набрать из источника воду. И мы не обошли эту традицию стороной и набрали воды.

Здесь можно набрать с собой целебной воды

На вершину холма ведет широкая лестница, которая начинается сразу за воротами.

Лестница, ведущая на вершину холма

На территории находится  Марфа-Мариинский женский монастырь, основанный в 1947 году, почитаемое православное кладбище и деревянный Преображенский Храм.

Монастырь на территории

В 1990 году, ночью, с 12 на 13 июля, Преображенский Храм на Святой Горе был подожжен, не смотря на все усилия, он выгорел до основания, в огне погибли многие святыни, находившиеся в Храме.  После этого он был полностью восстановлен.

Преображенский Храм на Святой Горе

Вообще, атмосфера в этом месте странная, но вовсе не зловещая, не смотря на кладбище и большое количество крестов: от роскошных до самодельных, связанных из подручных материалов. Говорят, что на Грабарке около семи тысяч крестов.

Более двухсот лет существует традиция: каждый год в праздник Преображения Господня 19 августа из Белостока на Гору Крестов отправляется крестный ход. По дороге к нему присоединяются всё новые и новые паломники. Все кто осилит этот крестный путь под пение тропаря и с принесенными крестами троекратно обходят на коленях вокруг расположенного на вершине Храма. Там они свои Кресты и водружают. Интересна и уникальна эта традиция тем, что кресты здесь водружаются не за усопших, а за живых людей.

С 2000 года в церкви на Грабарке находится список Иверской иконы Божией Матери, написанный на Афоне специально для обители Марфы и Марии. Икона так полюбилась православным в Польше, что посетила практически все приходы Польской Церкви.

Мы приехали на Грабарку рано утром, фактически там были только мы и небольшая группа иностранцев. Храм и церковная лавка были закрыты, чем мы конечно же были расстроены. Батюшка очень советовал побывать в Храме и увидеть уникальную икону Иверской Божьей Матери. И тут, о, чудо! Появилась монахиня и не только проводила нас в Храм, но и провела небольшую экскурсию на родном нам русском языке. А потом, по нашей просьбе, открыла и лавку, где мы приобрели на память иконку Иверской Божьей Матери и крестик, который, по традиции оставили на Святой горе Грабарке.

Мы поехали дальше, каждый со своими эмоциями после увиденного, это было начало нашего первого путешествия в Европу.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)